Искусство создания Шкафа-Купе
Шкаф-Купе примеры
 
Оглавление
27 марта 2007, 19:48  

Разнообразие деревьев


Хвойное дерево – универсальный материал. Леса в наших умеренных широтах состоят на три четверти из хвойных пород. Сосна, например, сегодня используется в самых разнообразных областях промышленности и строительства. Ее применяют в судо -, вагоно-, мостостроении, изготовляют из нее различные строительные детали – рамы, двери, полы, каркасы встроенных шкафов и т.д. Из нее делают фанеру, ящики, деревянные дома, рудничные стойки, она идет на сухую перегонку для получения скипидара и других ценных материалов, используют ее в качестве топлива. Сырья для целлюлозно-бумажной промышленности.

Ель несколько хуже в обработке, у плотников даже бытует проклятие насчет елового сучка. Но у нее есть и преимущества. Строения ее более однородно, она белого цвета, а сосна всегда с желтизной, поэтому основное сырье для бумаги – из ели. Ель хорошо щепается, из нее делают кровлю – дрань и гонт, а стружка ее идет для упаковки яиц. К тому же, как оказалось, ель хорошо резонирует – звучит, словно удерживая в себе звук. Поэтому из ели с древнейших времен делают музыкальные инструменты. Новгородские гусли средневековой Руси IXXIII веков чаще всего еловые. Очень ценилась еловая древесина северных лесов, ибо она мелкослойная, однородная. К тому же мастера музыкальных инструментов пользовались только выдержанной еловой древесиной: чем больше выдержка, тем лучше резонирование. В этом случае часто использовали церковные скамьи, простоявшие в соборах не одно столетие. Вам доводилось, видимо, смотреть коллекции прялок. Так вот, многие северные прялки сделаны именно из ели, точнее, из той развилки ели, что образуется между стволом и толстым корнем, отходящим от ствола под прямым углом. Прялки эти так и звались - коренухи. Поморы, отправляясь за рыбой в море, брали с собой еловые заготовки, и если застигала буря. Женихи на каком-нибудь острове резали своим невестам прялки. Узоры были затейливые. Самые древние, как предполагают этнографы, показывали богиню ткачества Мокошь: у нее были руки, подобные большому гребню. Позднее на прялках начали изображать Вселенную в сказочном представлении тогдашнего времени – показывали движение Солнца; по надземному миру, над Землей, его на колеснице влекли кони. Часто на прялках изображали лошадей – небесных животных. На Севере прялки расписывали, украшали порезками, Под Нижнем Новгородом применяли аппликации, резьбу, роспись. Позднее прялки делались в виде теремов, с картинами быта и обрядов – свадьбы, чаепития, путешествия. Из залов современных музеев, где собраны эти старинные деревянные прялки, невозможно уйти. Читаешь историю человека, знакомишься с его бытом, обычаями, не можешь отвести восхищенного взгляда от удивительной резьбы. Прялки потемнели от времени, дерево отполировалось от прикосновений рук, замысловатые узоры вихрятся, теснятся, бегут, поднимаются, опадают. Зачарованные сказочные существа…

Лиственница растет в основном на Дальнем Востоке, в Сибири. Древесина ее стойкая и прочная. Ее используют для работы в тяжелых условиях – в гидротехнических сооружениях. Из нее делают сваи, шпалы, рудничные стойки и т.д. Кроме того, ее иногда используют вместо дуба, например в вагоностроении. Текстура ее интересная, хорошо ложится под лак, делают из нее шпон для облицовки мебели, различные мебельные детали.

Высоко ценится древесина кедра. Она может хорошо обрабатываться в различных направлениях. Это, например, очень важно для карандаша, ибо, если сделать карандаш из сосны или ели, его как следует не заточишь. Употребляют кедр и в мебельном производстве.

Тисом отделывают внутренние помещения, используя шпон и детали из цельного дерева. Он также неплохо режется в разных направлениях, а поскольку он красив, то из него делают мелкую скульптуру, точат на токарных станках сувениры. Детали мебели.

Кипарис растет только на юге. Но довольно часто этот материал или изделия из него попадали и в наши широты. Древесина этого хвойного дерева имеет очень мелкие слои, она довольно тверда, прекрасно режется резцами во всех направлениях, из нее делали мелкие скульптурки, рельефы.

Вот солонка. Кажется, ничего в ней нет особенного. Пенек из карельской березы. Почернела от времени, отполировалась, просто – кусочек дерева. Но настолько красива натуральная рельефная поверхность, такие неожиданные кружева слагаются из этих древесных изгибов, что ей в самый раз находиться среди драгоценных вещей из серебра, агата, малахита.

Из карельской березы и сегодня мастера делают много различных сувениров. Используют внешнюю богатую фактурную поверхность, точат на токарных станках красивые по рисунку пуговицы. Шкатулки, пудреницы и др. Шпоном карельской березы облицовывают дорогую мебель.

Береза. Обычная береза не обладает красивым строением, но дерево это очень прочное, по высыхании становится буквально каменным – трудно гвоздь вбить. Поэтому из нее делают, например, паркет, ложи охотничьих ружей, лыжи, идет она также на фанеру, древесноволокнистые плиты, целлюлозу.

Липа – мягкое дерево, она однородная, не трескается и не коробится, легкая, мало усыхает и, что самое главное, превосходно режется. Ее издавна применяли в художественной резьбе, и не только в мелкой пластике, но и в крупных монументальных работах. Особенно бурный расцвет резьбы наблюдается в эпоху барокко, в XVIIXVIII веках. Именно в это время сооружаются огромные иконостасы с высокой ажурной фигурной резьбой. Резьба была многослойная, сочная, поверх фигур клали левкас и позолоту. В этой резьбе мастера достигли виртуозности.

Но липа идет также на изготовление большемерной точеной посуды. Режут из нее знаменитые хохломские изделия, ибо только она может выдержать все многочисленные процессы последующих обработок – ее кроют олифой, сушат в печах при довольно высокой температуре, расписывают узорами, снова олифят и сушат в печах.

Из липы делают модели для литья в металлургии, карандаши, древесную стружку, тару под пищевые продукты (например, мед хранят в так называемых липовках – долбленных из липы емкостях). Крестьянские ковши тоже делались зачастую из липы. Ну а кто не знает лыковые лапти, в которых так удобно ходить в лесу, или знаменитую рогожу – непромокаемый материал, который служил замечательной упаковкой? Все это производилось из липовой коры.

Осина кажется на первый взгляд каким-то несерьезным, вроде бросовым деревом, и лесорубы ее часто обходят стороной. Но ее древесина обладает рядом удивительных качеств. В деревянных храмах луковки крыты красивой «чешуей». Это лемех, сделанный из осины. Такая кровля долго стоит, не гниет. К тому же осина, влажная и распаренная. Может гнуться, а по высыхании сохраняет приданную форму. Такое свойство использовали мастера для изготовления челнов, легких и удобных.

 

Человек ценил деревянный предмет за многие его прекрасные качества. И за удобство, и за прочность, и за красивый рисунок, даже за запах. Иногда он только слегка обрабатывал готовые природные формы. Из дуплистого дерева делал кадочку, из дубка – цеп для молотьбы, кривулина шла на сиденье, крючок, ореховая развилка – на рогатину, вилы для ворошения сена. Эти вещи были конструктивно прочны, ибо нигде не перерезались натуральные волокна, предметы обладали неповторимой скульптурностью форм, цельностью, создавалось впечатление их непридуманности, основательности, вечности. Мастер при этом очень точно учитывал материал, необходимый для создания предмета. Высоко, например, всегда ценили дуб. Дерево прочное, стойкое против гниения, может гнуться, красивого цвета, текстуры. Поэтому ворота были, как пелось еще в очень древних былинах, «тесовые, дубовые». Дубовыми были и столы, и лавки в избах и княжеских теремах, дуб вообще был символом прочного, незыблемого. Сегодня дуб применяется во многих производствах. В столярно-мебельном, паркетном, фанерном, в вагоно- и судостроении. Из него делаются бочки, в которых выдерживают коньяки, - ведь в дубе много дубильных веществ. Отходы дуба идут для приготовления дубильно-экстрактных веществ.

А есть еще так называемый мореный дуб, открыли его, вероятно, случайно. Стволы тонули в реке, лежали столетиями, вода и время изменяли механические качества и внешний вид дуба. Он становился серо-черным, хорошо полировался, резался. Из него стали делать дорогие поделки, рояли, шпон его идет на дорогую мебель.

Очень близко подходит к качествам дуба ясень. Древесина его вязкая, прочная, ее можно гнуть, она красива. Из нее делают лыжи, весла, теннисные ракетки, применяется она в авиационном, автомобильном, судовом строительстве. В первых русских самолетах «Илья Муромец» и «Русский витязь» ясень использовался широко. А знаменитый По-2, 40 лет прослуживший в небе, - был из фанеры и полотна. Ясень хорошо выдерживает удары, потому выходят из него отличные рукоятки инструментов.

Подобными противоударными качествами обладает и древесина рябины. Она тоже плотная, тяжелая, прочная.

Но наиболее прочную и плотную древесину имеет бук. Правда, в отличие от дуба он в сырости может портиться. Это очень хороший материал для мебели, особенно гнутой, делают из него паркет, линейки, треугольники, сапожные колодки, столярный инструмент, бочки под сливочное масло и т.д.

Первые дощечки для письма, на которых славяне писали «чертами и резами» (по свидетельству черноризца Храбра, автора книги «О письменах» - Х век), были из бука, оттого и есть бук в корне слов: буква, букварь, азбука, буклет…

Клен схож с буком. Он тоже идет на сапожные колодки, рубанки, мебель. Делают из него некоторые музыкальные инструменты.

Наиболее красивая текстура древесины у таких деревьев, как платан, чинара, орех, красное дерево, карагач. Эти породы твердые, они хорошо полируются и ценятся в отделочных работах, из них режут мелкую скульптуру, рельефы. Но эти материалы сегодня становятся все более редкими и все чаще и чаще для отделочных и художественных работ идут простые и распространенные породы. Художественной промышленности недостает липы, поэтому довольно часто она заменяется осиной. Художники применяют различные методы облагораживания дерева. Осину, например, можно выдержать в воде, и со временем она приобретет голубоватый цвет и текстуру. Дуб, граб и другие породы тонируют окуриванием парами концентрированной азотной кислоты, и древесина получает цвет от темно-коричневого до черного. Употребляют всевозможные подкраски, протравы. В качестве отделочного шпона употребляются не только ценные текстурные породы деревьев, но даже береза и сосна.

Сегодня происходит такой процесс, когда древесина с каждым годом начинает цениться все выше и выше, ранее малоценные породы переходят в разряд ценных. Рисунок не только орехового дерева, но и сосны начинает нам представляться достаточно художественно выразительным. Со временем эта тенденция будет углубляться, и, вероятно, большинство пород деревьев перейдет в разряд отделочных и художественных.


Автор статьи: Виктор Говор
Источник: ArtShkaf.Ru - Изготовление шкафа-купе и сборка корпусной мебели под заказ.



Адрес статьи: http://artshkaf.ru/post_1175010529.html



Тема:  
Имя:  
Код:  
email:  


Теги запрещены.
Обязательные для заполнения поля выделены розовым цветом.
Ваш вопрос, пожелание, комментарий получит администратор.
В поле ТЕМА не более 70 знаков.


 
телефоны в Москве
8(926) 385-50-97
8(926) 216-71-03
artshkaf@mail.ru

март 2007
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31


artshkaf.ru - rss канал
Яндекс.Метрика
Instagram
 
Copyright © 2006-2011 ArtShkaf.ru - Шкафы-Купе и Корпусная мебель
Создание сайтов - DonWeb 1 2 3 4 5 6 7
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100