Искусство создания Шкафа-Купе
Шкаф-Купе примеры
 
Оглавление
30 марта 2007, 19:59  

Мебель Справочное бюро


Согласно народному поверью, осина дрожит при всяком ветре, вспоминая, что когда-то на ней повесился Иуда Искариот, оттого и листья осенью кроваво-красные. Но осина не встречается в окрестностях Иерусалима, а характерная «дрожь» вызвана тем, что широкий осиновый лист от природы имеет очень тонкий и гибкий черенок, не способный удержать его прямо, отчего листва чрезвычайно чувствительна даже к самому легкому ветерку.

Кусок обоев, сделанный из бересты, был обнаружен в 1994 году археологами во время раскопок городища на берегу реки Волхов. Береста тогда был самым популярным материалом. Любопытно, что древние оби были умело подобраны по рисунку.

В царской России во флот старались брать уроженцев сельской местности – из-за широкого применения в деревнях люльки. Считалось, что деревенские жители с младенчества привыкали к качке.

Премии за самые глупые предупреждения на товарных этикетках вот уже седьмой год выдает покупателям американская Ассоциация борьбы со злоупотреблением судебными исками. Производители вынуждены иногда писать на этикетках и в инструкциях весьма странные указания, чтобы защититься от исков потребителей. В этом году первую премию получил покупатель, приславший этикетку с жидкости для прочистки сточных труб со следующей надписью: «Если вы не понимаете всех указаний и предостережений, напечатанных здесь, или не умеете читать, не используйте этот продукт». Второй премией отмечена наклейка на детских санках: «Осторожно! При определенных погодных условиях сани могут развить большую скорость!». Третью премию получил покупатель, приславший этикетку с настольной этажерки высотой полметра для хранения компакт-дисков: «Не используйте в качестве лестницы!».

Слово «стоеросовая» (например, «дубина стоеросовая») произошло от словосочетания «стоя растет».

Из 1 кубического метра древесины может быть выработано 0,6 кубического метра пиломатериалов или пять штук шпал, или 200килограммов целлюлозы, или около 390килограммов бумаги, или 250килограммов картона, или 160килограммов шелка, из которого можно изготовить 1,5 тысячи метров шелковой ткани, или 500 шелковых платьев.

1 тонна древесных опилок заменяет 2 тонны картофеля для выработки этилового спирта или 10килограммов глицерина и 50килограммов белковых кормовых дрожжей ( в то время как на 1 тонну глицерина расходуется 9 тонн пищевых жиров).

1 тонна хвои дает 250килограммов красителей для мебели.

Из 1 тонны древесины можно получить 300килограммов кристаллической глюкозы для пищевой промышленности.

Празднование нового года проходилось в старину на весну, и поэтому проходило у «майского» дерева в лесу, украшенного лентами и подарками.

Взрослое дерево за сутки производит 180литров кислорода, а взрослый человек потребляет его в количестве 360литров, когда ничего не делает, и до 700 – 900литров – когда работает.

Деревья – наиболее долгоживущие на земле организмы. Так, на юго-западе США в Белых горах Калифорнии растут сосны остистые (пинус аристата), которым более 4000 лет. Столько же живет тисс, который можно встретить на Кавказе.

Клееная древесина прочнее алюминия и стали, а конструкции из нее, выполненные как в плоскостных, так и пространственных системах, в 2 – 3 раза легче стальных и в 8 раз – бетонных конструкций; поэтому особенно высок эффект такой древесины в покрытиях с большими пролетами.

В мебельных магазинах, специализирующихся на продаже спальных гарнитуров, есть вакансии выравнивателей подушек. Эти люди должны ходить в торговом зале и следить за тем, чтобы на подушках не было складок.

В середине 1980-х годов американцы решили экранизировать роман Ильфа и Петрова «12 стульев». Фильм снял режиссер Мел Брукс, успехом картина не пользовалась. Но одна деталь в ней довольно любопытная: в голливудской версии Остап Бендер разрезал сиденья стульев не сверху, а снизу. У американцев просто не укладывается в голове, зачем портить дорогую мебель, даже если хочешь достать их нее бриллианты?

Кровать как элемент мебели появился на Руси только в начале XVII века. До этого спали либо на полатях, либо на лавках или печи.

Изобретателем плотничного и столярного инструментов (набора топоров, рубанка, коловорота, отвеса, клея) считали Дедала, который более знаменит как создатель крыльев, на которых улетел вместе с сыном Икаром, с острова Крит, и еще – парусов и матч, самодвижущихся автоматов и замечательных скульптур.

«Царем – плотником» называли Петра I иностранцы. Петр владел 14 ремеслами, из которых плотничное считал любимым: участвовал в постройке кораблей, домов, любил работать на первых токарных станках, изобретенных А. Нартовым, вытачивая из дерева различные вещи.


Автор статьи: Виктор Говор
Источник: ArtShkaf.Ru - Изготовление шкафа-купе и сборка корпусной мебели под заказ.


Оглавление
29 марта 2007, 19:56  

Словарь столяра и плотника. Словарь мебельных терминов


Если разрезать ствол дерева поперек, то можно заметить наружный покров – кору, внутри нее – луб, затем мягкую, древесноподобную массу – заболонь, окружающую сердцевинную трубку. От коры к сердцевине увеличивается твердость, крепость, вес и плотность древесины, и яркость ее окраски.

Каждый год на внутренней поверхности луба из образовательной ткани – камбия появляется новый слой (годовые кольца), который образует заболонь, в то время как старые слои заболони деревенеют. В зависимости от условия роста (почва, погода, высота места) годовые кольца бывают то шире, то уже. Слой, выросший за лето, и светлее по цвету, и мягче осеннего.

Если тонкую пластинку дерева рассматривать под микроскопом, великолепная сетка удивительной нежности и красоты представится глазу. Всю эту многоликую красоту срезов дерева и используют столяры и краснодеревщики, называя ее текстурой (от лат.textura – ткань, строение).

Арка (лат.arcus – дуга) – на русском языке закомара – криволинейное перекрытие проема в стене или меж столбами, колоннами.

Галтель (от нем.hohlkehle) – выемка, желобок. 1) узкая планка, прикрывающая щели в стыковках деталей мебели; 2) столярный рубанок для выстругивания на брусках желобков-выкружек, фигурных профилей (калёвок).

Декор (от лат.decoro – украшаю) – система украшений сооружения, изделия.

Древесина – плотная твердая часть дерева или кустарника, находящаяся под корой.

Древесноволокнистые плиты (ДВП) – материал, получаемый измельчением древесины в волокнистую массу с последующим формованием из нее плит.

Древесностружечные плиты (ДСП) – материал, получаемый горячим прессованием смеси древесных стружек с небольшим количеством синтетического связующего.

Зеркало – гладкая отполированная блестящая поверхность (стеклянная, металлическая), дающая отражение находящихся перед ней предметов.

Инкрустация (позднелат.incrustatio – покрытие корой) – украшение изделий и зданий узорами из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и т.п., которые врезаны в поверхность. Инкрустация деревом по дереву – интарсия.

Кант – полоса по краю мебельной детали.

Карниз (нем.karnies), русское слово «облом», - горизонтальный выступ в стене, поддерживающий крышу здания и защищающий стену от воды.

Конфирмант (евровинт) – предназначен для стягивания деталей мебели из ДСП или дерева

Кронштейн – укрепленная в стене косая подпорка полки.

Маркетри (фр.) – вид мозаики из фигурных пластинок фанеры (различных по цвету и текстуре), которые наклеиваются на основу (мебель, панно).

Пантограф – вешало – лифт, необходимое для высоких шкафов.

Пластик – материал на основе природных или синтетических полимеров, способные приобретать заданную форму при нагревании под давлением и устойчиво сохранять ее после охлаждения.

Профиль-ручка предназначен для сборки дверей купе; бывает: стальной и алюминиевый.

Ротанг – лианы рода каламус семейства пальм. Многие ротанги, так называемая ротанговая пальма и другие, идут на изготовление мебели, как строительный материал.

Тес – тонкие доски из хвойных пород, получаемые продольной распиловкой бревен (длина 4 – 6,4м, толщина 13 – 25мм, ширина 100 – 110мм).

Треки (рельс) – предназначен для передвижения дверей купе; бывает подвесной системы, бывает нижнеопорной.

Фанера – листовой древесный материал, получаемый склеиванием трех или более листов преимущественно лущенного шпона.

Шпон (нем.spon) – тонкие листы древесины, изготовленные на лущильных, шпонострогальных или фанеропильных станках, применяются для фанерования.


Автор статьи: Виктор Говор
Источник: ArtShkaf.Ru - Изготовление шкафа-купе и сборка корпусной мебели под заказ.


Оглавление
28 марта 2007, 19:54  

Эта разная мебель


Мебель – от лат. Mobile – подвижный, так как ее можно передвигать. В России изготовление мебели являлось одним из древнейших и наиболее важных видов прикладного искусства. Еще в древнерусских художественных промыслах видное место занимало производство мебели, украшенной резьбой, росписью, гравировкой, инкрустацией, - скамей, табуреток, лавок, поставцов, сундуков, ларей, столов, колыбелей. Сохранившиеся образцы русской народной мебели XVIXVIII веков свидетельствуют об искусном применении резного орнамента, сквозного или рельефного, и о разнообразии расцветок. В XVIII –начале XIX века искусство мебели, тесно связанное с развитием русской архитектуры, заняло видное место в бытовой и художественной культуре России. Выдающиеся зодчие работали в «мебельном цехе»: Растрелли, Казаков, Камерон, Кваренги, Воронихин, Росси, Стасов и другие, создавая рисунки отдельных предметов и целых гарнитуров. Русское мебельное искусство этого периода выдвинуло такого первоклассного мастера, как В. Бобков. Мебель того времени, выдержанная в стиле классицизма, характеризуется преобладанием геометрически правильных линий, ясностью и четкостью членений, выделением больших гладких плоскостей красного дерева или карельской березы. С середины XIX века в русской мебели отразился общий упадок прикладного искусства, выразившийся в преобладании эклектических форм, а позднее (конец XIX – начало XX века) – в господстве мотивов стиля модерн.

В странах средневековой Европы высокого совершенства достигла мебель эпохи Возрождения, особенно в Италии и Франции; большое внимание уделялось профилировке и пропорциям предмета.

С развитием стиля барокко в XVI веке мебель приобрела преувеличенно высокий рельеф отделки резьбой, перегружаясь украшениями. Барокко (итал.) – странный, причудливый. Этому стилю свойственна контрастность, напряженность, динамичность.

Сменяющиеся стили мебели от относительно строгих форм классицизма второй половины XVII века до вычурных, усложненных орнаментом форм стиля рококо отражают общее развитие культуры абсолютизма и ее упадок. Рококо (франц.) – декоративный мотив в виде морской раковины. Этому стилю характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифических и пасторальных сюжетов.

Мебель позднего классицизма (первой четверти XIX века), так называемый ампир, отличается большой массивностью и внешним обилием орнаментики. Ампир (франц. – империя) – массивные, подчеркнуто монументальные формы и богатый декор, опора на художественное наследие имперского Рима, древнегреческой архаики.

С XVII века выдвигаются крупные мастера мебельного дела с индивидуальной манерой: в XVIII веке во Франции Буль, в XVIII веке – Ризенер, Жакоб, в Германии – Рентген, в Англии – Чиппендейль, Шератор. У Чиппендейля, например, целесообразность форм сочеталась с изяществом линий, у Буля мебель строгая по формам, украшенная сложным мозаичным узором (маркетри, мозаики из фанеры, металл, кость). Со второй четверти XIX века наблюдается упадок архитектуры и прикладного искусства, художественное качество мебели резко падает. Попытки создать в конце XIX - начале XX века «новый стиль» в мебели порождает претенциозные вычурные формы упадочного искусства «модерн».

Как отказ от излишеств и украшательств минимализм вырос из конструктивизма 1920-х годов. Это направление преодолевает "эклектизм" постмодерна и выходит на новые позиции конструктивной чистоты и технологичности, использования новационных материалов, современных конструкций и форм. Вальтер Гропиус, Марсель Бреер и другие начали применять сталь и другие металлы в дизайне мебели. Финский архитектор Алвар Аалто экспериментировал с клееным деревом, создавая экстравагантно изогнутые формы, Мис ван дер Роэ создавал свои знаменитые кресла с кожаными ремнями вместо обивки.
Сам термин минимализм связан с тенденциями в искусстве 60-х годов, обусловленных реализацией девиза «ничего лишнего». Однако, минимализм 20-х, 60-х или 2000-х годов, естественно, различаются и по формам, и по материалам, и по настроению.


Автор статьи: Л. Прохорова
Источник: ArtShkaf.Ru - Изготовление шкафа-купе и сборка корпусной мебели под заказ.


Оглавление
27 марта 2007, 19:48  

Разнообразие деревьев


Хвойное дерево – универсальный материал. Леса в наших умеренных широтах состоят на три четверти из хвойных пород. Сосна, например, сегодня используется в самых разнообразных областях промышленности и строительства. Ее применяют в судо -, вагоно-, мостостроении, изготовляют из нее различные строительные детали – рамы, двери, полы, каркасы встроенных шкафов и т.д. Из нее делают фанеру, ящики, деревянные дома, рудничные стойки, она идет на сухую перегонку для получения скипидара и других ценных материалов, используют ее в качестве топлива. Сырья для целлюлозно-бумажной промышленности.

Ель несколько хуже в обработке, у плотников даже бытует проклятие насчет елового сучка. Но у нее есть и преимущества. Строения ее более однородно, она белого цвета, а сосна всегда с желтизной, поэтому основное сырье для бумаги – из ели. Ель хорошо щепается, из нее делают кровлю – дрань и гонт, а стружка ее идет для упаковки яиц. К тому же, как оказалось, ель хорошо резонирует – звучит, словно удерживая в себе звук. Поэтому из ели с древнейших времен делают музыкальные инструменты. Новгородские гусли средневековой Руси IXXIII веков чаще всего еловые. Очень ценилась еловая древесина северных лесов, ибо она мелкослойная, однородная. К тому же мастера музыкальных инструментов пользовались только выдержанной еловой древесиной: чем больше выдержка, тем лучше резонирование. В этом случае часто использовали церковные скамьи, простоявшие в соборах не одно столетие. Вам доводилось, видимо, смотреть коллекции прялок. Так вот, многие северные прялки сделаны именно из ели, точнее, из той развилки ели, что образуется между стволом и толстым корнем, отходящим от ствола под прямым углом. Прялки эти так и звались - коренухи. Поморы, отправляясь за рыбой в море, брали с собой еловые заготовки, и если застигала буря. Женихи на каком-нибудь острове резали своим невестам прялки. Узоры были затейливые. Самые древние, как предполагают этнографы, показывали богиню ткачества Мокошь: у нее были руки, подобные большому гребню. Позднее на прялках начали изображать Вселенную в сказочном представлении тогдашнего времени – показывали движение Солнца; по надземному миру, над Землей, его на колеснице влекли кони. Часто на прялках изображали лошадей – небесных животных. На Севере прялки расписывали, украшали порезками, Под Нижнем Новгородом применяли аппликации, резьбу, роспись. Позднее прялки делались в виде теремов, с картинами быта и обрядов – свадьбы, чаепития, путешествия. Из залов современных музеев, где собраны эти старинные деревянные прялки, невозможно уйти. Читаешь историю человека, знакомишься с его бытом, обычаями, не можешь отвести восхищенного взгляда от удивительной резьбы. Прялки потемнели от времени, дерево отполировалось от прикосновений рук, замысловатые узоры вихрятся, теснятся, бегут, поднимаются, опадают. Зачарованные сказочные существа…

Лиственница растет в основном на Дальнем Востоке, в Сибири. Древесина ее стойкая и прочная. Ее используют для работы в тяжелых условиях – в гидротехнических сооружениях. Из нее делают сваи, шпалы, рудничные стойки и т.д. Кроме того, ее иногда используют вместо дуба, например в вагоностроении. Текстура ее интересная, хорошо ложится под лак, делают из нее шпон для облицовки мебели, различные мебельные детали.

Высоко ценится древесина кедра. Она может хорошо обрабатываться в различных направлениях. Это, например, очень важно для карандаша, ибо, если сделать карандаш из сосны или ели, его как следует не заточишь. Употребляют кедр и в мебельном производстве.

Тисом отделывают внутренние помещения, используя шпон и детали из цельного дерева. Он также неплохо режется в разных направлениях, а поскольку он красив, то из него делают мелкую скульптуру, точат на токарных станках сувениры. Детали мебели.

Кипарис растет только на юге. Но довольно часто этот материал или изделия из него попадали и в наши широты. Древесина этого хвойного дерева имеет очень мелкие слои, она довольно тверда, прекрасно режется резцами во всех направлениях, из нее делали мелкие скульптурки, рельефы.

Вот солонка. Кажется, ничего в ней нет особенного. Пенек из карельской березы. Почернела от времени, отполировалась, просто – кусочек дерева. Но настолько красива натуральная рельефная поверхность, такие неожиданные кружева слагаются из этих древесных изгибов, что ей в самый раз находиться среди драгоценных вещей из серебра, агата, малахита.

Из карельской березы и сегодня мастера делают много различных сувениров. Используют внешнюю богатую фактурную поверхность, точат на токарных станках красивые по рисунку пуговицы. Шкатулки, пудреницы и др. Шпоном карельской березы облицовывают дорогую мебель.

Береза. Обычная береза не обладает красивым строением, но дерево это очень прочное, по высыхании становится буквально каменным – трудно гвоздь вбить. Поэтому из нее делают, например, паркет, ложи охотничьих ружей, лыжи, идет она также на фанеру, древесноволокнистые плиты, целлюлозу.

Липа – мягкое дерево, она однородная, не трескается и не коробится, легкая, мало усыхает и, что самое главное, превосходно режется. Ее издавна применяли в художественной резьбе, и не только в мелкой пластике, но и в крупных монументальных работах. Особенно бурный расцвет резьбы наблюдается в эпоху барокко, в XVIIXVIII веках. Именно в это время сооружаются огромные иконостасы с высокой ажурной фигурной резьбой. Резьба была многослойная, сочная, поверх фигур клали левкас и позолоту. В этой резьбе мастера достигли виртуозности.

Но липа идет также на изготовление большемерной точеной посуды. Режут из нее знаменитые хохломские изделия, ибо только она может выдержать все многочисленные процессы последующих обработок – ее кроют олифой, сушат в печах при довольно высокой температуре, расписывают узорами, снова олифят и сушат в печах.

Из липы делают модели для литья в металлургии, карандаши, древесную стружку, тару под пищевые продукты (например, мед хранят в так называемых липовках – долбленных из липы емкостях). Крестьянские ковши тоже делались зачастую из липы. Ну а кто не знает лыковые лапти, в которых так удобно ходить в лесу, или знаменитую рогожу – непромокаемый материал, который служил замечательной упаковкой? Все это производилось из липовой коры.

Осина кажется на первый взгляд каким-то несерьезным, вроде бросовым деревом, и лесорубы ее часто обходят стороной. Но ее древесина обладает рядом удивительных качеств. В деревянных храмах луковки крыты красивой «чешуей». Это лемех, сделанный из осины. Такая кровля долго стоит, не гниет. К тому же осина, влажная и распаренная. Может гнуться, а по высыхании сохраняет приданную форму. Такое свойство использовали мастера для изготовления челнов, легких и удобных.

 

Человек ценил деревянный предмет за многие его прекрасные качества. И за удобство, и за прочность, и за красивый рисунок, даже за запах. Иногда он только слегка обрабатывал готовые природные формы. Из дуплистого дерева делал кадочку, из дубка – цеп для молотьбы, кривулина шла на сиденье, крючок, ореховая развилка – на рогатину, вилы для ворошения сена. Эти вещи были конструктивно прочны, ибо нигде не перерезались натуральные волокна, предметы обладали неповторимой скульптурностью форм, цельностью, создавалось впечатление их непридуманности, основательности, вечности. Мастер при этом очень точно учитывал материал, необходимый для создания предмета. Высоко, например, всегда ценили дуб. Дерево прочное, стойкое против гниения, может гнуться, красивого цвета, текстуры. Поэтому ворота были, как пелось еще в очень древних былинах, «тесовые, дубовые». Дубовыми были и столы, и лавки в избах и княжеских теремах, дуб вообще был символом прочного, незыблемого. Сегодня дуб применяется во многих производствах. В столярно-мебельном, паркетном, фанерном, в вагоно- и судостроении. Из него делаются бочки, в которых выдерживают коньяки, - ведь в дубе много дубильных веществ. Отходы дуба идут для приготовления дубильно-экстрактных веществ.

А есть еще так называемый мореный дуб, открыли его, вероятно, случайно. Стволы тонули в реке, лежали столетиями, вода и время изменяли механические качества и внешний вид дуба. Он становился серо-черным, хорошо полировался, резался. Из него стали делать дорогие поделки, рояли, шпон его идет на дорогую мебель.

Очень близко подходит к качествам дуба ясень. Древесина его вязкая, прочная, ее можно гнуть, она красива. Из нее делают лыжи, весла, теннисные ракетки, применяется она в авиационном, автомобильном, судовом строительстве. В первых русских самолетах «Илья Муромец» и «Русский витязь» ясень использовался широко. А знаменитый По-2, 40 лет прослуживший в небе, - был из фанеры и полотна. Ясень хорошо выдерживает удары, потому выходят из него отличные рукоятки инструментов.

Подобными противоударными качествами обладает и древесина рябины. Она тоже плотная, тяжелая, прочная.

Но наиболее прочную и плотную древесину имеет бук. Правда, в отличие от дуба он в сырости может портиться. Это очень хороший материал для мебели, особенно гнутой, делают из него паркет, линейки, треугольники, сапожные колодки, столярный инструмент, бочки под сливочное масло и т.д.

Первые дощечки для письма, на которых славяне писали «чертами и резами» (по свидетельству черноризца Храбра, автора книги «О письменах» - Х век), были из бука, оттого и есть бук в корне слов: буква, букварь, азбука, буклет…

Клен схож с буком. Он тоже идет на сапожные колодки, рубанки, мебель. Делают из него некоторые музыкальные инструменты.

Наиболее красивая текстура древесины у таких деревьев, как платан, чинара, орех, красное дерево, карагач. Эти породы твердые, они хорошо полируются и ценятся в отделочных работах, из них режут мелкую скульптуру, рельефы. Но эти материалы сегодня становятся все более редкими и все чаще и чаще для отделочных и художественных работ идут простые и распространенные породы. Художественной промышленности недостает липы, поэтому довольно часто она заменяется осиной. Художники применяют различные методы облагораживания дерева. Осину, например, можно выдержать в воде, и со временем она приобретет голубоватый цвет и текстуру. Дуб, граб и другие породы тонируют окуриванием парами концентрированной азотной кислоты, и древесина получает цвет от темно-коричневого до черного. Употребляют всевозможные подкраски, протравы. В качестве отделочного шпона употребляются не только ценные текстурные породы деревьев, но даже береза и сосна.

Сегодня происходит такой процесс, когда древесина с каждым годом начинает цениться все выше и выше, ранее малоценные породы переходят в разряд ценных. Рисунок не только орехового дерева, но и сосны начинает нам представляться достаточно художественно выразительным. Со временем эта тенденция будет углубляться, и, вероятно, большинство пород деревьев перейдет в разряд отделочных и художественных.


Автор статьи: Виктор Говор
Источник: ArtShkaf.Ru - Изготовление шкафа-купе и сборка корпусной мебели под заказ.


Оглавление
26 марта 2007, 19:44  

Дерево жизни и деревья в нашей жизни


Пожалуй, нет другого «существа» в мире, с которым так крепко спаяна, соединена судьба человека. Дерево… Это и дом человека, и пища, и одежда, и обувь, и первый писчий материал – береста. И в самой первой наивной гипотезе, появившейся на Древнем Востоке около семи тысячелетий назад и разошедшейся по свету, дерево играло, можно сказать, основополагающую роль: весь мир покоился на центральной деревянной оси или на некоем древе жизни, от которого все шло и начиналось – оно дало все семена, которые есть на Земле. Вместе с потоками вод эти семена разошлись по свету. Влево от этого дерева или оси был «левый» мир – неправый, синий, вправо – правый – красный, мужской.

Прошло много тысячелетий. В наше время этнографы внимательно изучили верования и предания, хранившиеся в народе. Можно поразиться той роли, которая отводилась в народном сознании дереву. Дерево участвовало в самых разнообразных обрядах. Крестьяне вышивали на полотенцах древо жизни или Великую богиню, которая, подобно дереву, проросла ветвями. Полотенца с этим узором вешали в красный угол, на них же подавали хлеб-соль, встречая дорого гостя; ими обвязывали березку по весенним праздникам, сватов и дружек на свадьбах, и на полотенцах же провожали человека в последний путь. Липе молились за хороший улов рыбы, дубу – о дожде, под елью поклонялись земле. Дуб – мужское дерево. Силу обретали, прикоснувшись к дубу, клялись, положив одну руку на дуб. Вторую на голову. Люди думали, сто в каждом дереве живет душа. Поэтому перед тем, как срубить дерево, просили у него прощения. Деревья скрипят, жалуясь на свою судьбу, стонут. На Купалу они, считалось, могут даже переходить с места на место. Рубить можно не всегда и не всякое дерево. Бывают деревья буйные, если такое попадет в сруб, дом обязательно обрушиться. Поэтому духов деревьев задабривали, приносили им разнообразные жертвы. Стройка всегда была очень серьезным делом. Считалось, что после пятидесяти лет человек уже не может строиться. К тому же новый дом всегда должен взять живую жертву. Поэтому туда первой впускали кошку, собаку, петуха. Но все равно «дух» мог взять в жертву хозяина дома. Шли на хитрость, пытаясь «переиграть» домовых духов. Делали вид, что дом еще не достроен: не прибивали какую-нибудь причелину, не заделывали, как следует угол и т.д. Даже до сего времени этнографы фиксируют в деревнях этот древний обычай. Весь быт человека был накрепко связан с деревом. В начале ХХ столетия во многих крестьянских хозяйствах дерево было основным конструктивным элементом. Деревянный дом делался без единого гвоздя; бревна и другие детали скрепляли деревянными нагелями, наловчившись вытесывать всевозможные «замки», соединяющие деревянные конструкции. Вместе петель были те же деревянные «гвозди». Виртуозность плотников дошла до того, что они могли срубить одним топором и долотом грандиознейшие сооружения, красоте и величию которых удивляемся мы и сегодня, как, например, церквам на Кижевском погосте. Многоглавые, затейливые, с многочисленными «бочками», «кокошниками», крылечками. По преданию, плотник бросил в Ладогу свой топор, ибо второго такого чуда нельзя свершить. Но свершалось это еще много раз.

И трудно даже поверить, что основным строительным материалам в этих шедеврах были самые обыкновенные хвойные деревья – сосна и ель (в Сибири рубили иногда из кедра, лиственницы)

А почему не камень? Ведь и камень у нас был! На этот вопрос ответил еще в XVI веке иностранный посол Д. Флетчер в записках «О государстве Русском»: «Деревянная постройка для русских гораздо удобнее, нежели каменная или кирпичная, потому что в тех иного сырости, и они холоднее, чем деревянные дома. Что важно в суровом и сыром климате Руси; дома из сухого соснового леса дают тепла больше всего».


Автор статьи: Виктор Говор
Источник: ArtShkaf.Ru - Изготовление шкафа-купе и сборка корпусной мебели под заказ.


[17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26]
 
телефоны в Москве
8(926) 385-50-97
8(926) 216-71-03
artshkaf@mail.ru

сентябрь 2020
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30


artshkaf.ru - rss канал
Яндекс.Метрика
Instagram
 
Copyright © 2006-2011 ArtShkaf.ru - Шкафы-Купе и Корпусная мебель
Создание сайтов - DonWeb 1 2 3 4 5 6 7
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100